Профилактика травматизма

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Букреевская основная школа"   

Кочковского района Новосибирской области

 

Профилактика детского травматизма

 

Детский травматизм и его профилактика

Травматизм – совокупность травм, полученных  при определенных обстоятельствах. Слово « травма»  (переводится как рана)    повреждение  в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды.

Детский травматизм - одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей.   Чаще травмы возникают  дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в  школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления  и отравления.

Наиболее опасны три вида травм: бытовые, транспортные и утопление. 

Чаще  травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Травмы у мальчиков бывают чаще(73,3%) , чем у девочек.  Травмы являются ведущей причиной смерти детей  старше трех лет. От травм и несчастных случаев умирает больше детей,  чем от детских инфекций. В России ежегодно от транспортных наездов погибает около 10000 детей, тонет до 3500 детей в год. Ежегодно  обращаются в травматические пункты свыше 500000 детей с различными травмами. В возникновении повреждений  имеют значение  анатомо-физиологические и психологические особенности детей,   их физическое и психическое развитие, недостаточность  житейских навыков.

Чаще смертельные  исходы (более 75%) встречаются у детей  с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе. 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15 % - двигательную заторможенность.

 

Причины травм:                                        

1.Беспечность взрослых - когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых  произошло 98,7% автотравм.

 В 78,9%  случаев дети получали травмы дома.

2.Халатность взрослых -  невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.

3.Недисциплинированность детей ( более25% случаев).

4. Несчастные случаи - непредвиденные  события, когда никто не виноват(2%).

5.Убийства (4,5%)-чаще страдают дети до года.

6.Самоубийства(5%)-чаще подростки 10-15 лет.

7.Прочие причины(10% случаев)

Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет   70-75%. Бытовые травмы снижаются  в школьном возрасте. Уличный  нетранспортный травматизм  обусловлен несоблюдением детьми правил дорожного движения. Уличная  транспортная травма  является самой тяжелой.

Школьный травматизм: среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Обусловлены,  в основном,  нарушением правил поведения. Несчастные случаи во время физкультуры связаны часто с недостаточной организацией «страховки» во время выполнения  спортивных упражнений.

Существует еще одна классификация  по характеру повреждений:Утопления  и другие виды асфиксий;

 

Дорожно-транспортные происшествия;

Травмы от воздействия температурных факторов(ожоги, обморожения);

Отравления (лекарства  из аптечки);

Повреждение электрическим током;

Огнестрельные ранения;

Прочие (укусы животных, инородные тела, жестокость)

 

Профилактика детского травматизма

Детский травматизм и его предупреждение – очень  важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают  свободным временем, чаще находятся на улице и остаются  без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 –х направлениях:

1. Устранение травмоопасных ситуаций;

2.Систематическое обучение детей основам профилактики  травматизма.

 Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя  правильно.

Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему  правила техники безопасности.

Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.

- находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;

- ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку;

- на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком - вас могут вытолкнуть под колеса;

- при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

Как уберечь детей от ожогов?

- нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;

- ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках из- под  пищевых  продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых  маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;

Важно помнить правила поведения на воде:

- дети могут утонуть менее  чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда  не следует оставлять одних в воде или близ воды. 

Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм  на педагогов, на учителей физкультуры, труда, именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.

Профилактика детского травматизма в летний период

Летом дети больше играют на свежем воздухе, больше двигаются, а значит, именно в летний период повышается детский травматизм. Запретить ребёнку познавать мир невозможно. Дело родителей – подстраховать его, уберечь от возможной трагедии. В дошкольном возрасте любознательность детей, недостаточность координации движений, отсутствие жизненного опыта, может привести к несчастным случаям:

1. ОЖОГИ от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня.

Чтобы избежать ожогов, необходимо строго следить за тем, чтобы во время приёма горячей пищи дети не опрокидывали на себя чашки, тарелки.

Со стола, на котором стоит горячая пища, убрать длинные скатерти - ребенок может дернуть за их край и опрокинуть горячую пищу на себя.

Устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать.

Прятать в недоступных местах спички, зажигалки, легковоспламеняющиеся жидкости, свечи, бенгальские огни, петарды.

Случаются также и солнечные ожоги или даже тепловые удары (перегрев), если дети на солнце находятся без головного убора.

2. ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ (окна, балкон, кровать, стол, ступеньки)

Установите надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах.

Помните! – противомоскитная сетка не спасет в этой ситуации, и может только создавать ложное чувство безопасности. Не оставляйте около открытого окна стулья – с них ребенок может забраться на подоконник.

Падение – распространённая причина ушибов, переломов костей, серьёзных травм головы. Чаще всего это падение с высоты: гаражей, заборов, с деревьев.

Самые печальные случаи - это падение из окон. Причём из окон выпадают не только малыши, но и ребята постарше. Такие травмы можно предотвратить, если не разрешать детям лазить в опасных местах. По возможности установить ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Необходимо объяснить ребёнку, почему опасны игры, на строительных площадках, участках, где проводят ремонтные работы, в заброшенных зданиях и т.д.

3. УДУШЬЕ ИЛИ АСФИКСИЯ (от мелких предметов, монет, пуговиц, гаек и др.). Маленьким детям нельзя давать еду с маленькими косточками или семечками, нужно следить за ребенком во время еды.

25% ВСЕХ СЛУЧАЕВ АСФИКСИЙ БЫВАЕТ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ГОДА ИЗ-ЗА БЕСПЕЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ: АСПИРАЦИЯ ПИЩЕЙ, ПРИЖАТИЕ ГРУДНОГО РЕБЕНКА К ТЕЛУ ВЗРОСЛОГО ВО ВРЕМЯ СНА В ОДНОЙ ПОСТЕЛИ, ЗАКРЫТИЕ НОСА МАЛЫША МЯГКИМИ ИГРУШКАМИ И. Т. Д.

4. ОТРАВЛЕНИЕ (лекарственными средствами, моющими жидкостями, отбеливателями, инсектицидами и др.).

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например, керосин, яды для крыс и насекомых, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Следите за ребенком при прогулках в лесу – ядовитые грибы и ягоды - возможная причина тяжелых отравлений.

5. ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ от неисправных электроприборов, обнажённых проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки. Родители обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Электрические розетки нужно закрывать, чтобы предотвратить электротравму у ребёнка. Электрические провода должны быть не доступны детям – обнажённые провода предоставляют для них особую опасность.

6. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ПРИ ЕЗДЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ являются распространенной причиной смерти и травматизма среди детей среднего и старшего возраста.

Очень важно научить ребёнка безопасному поведению при езде на велосипеде (шлем, наколенники и т.п.).

7. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ В ТРАНСПОРТЕ.

Родители обязаны обеспечить безопасность ребёнка в транспорте – дети должны всегда пристёгиваться ремнём безопасности, находиться на специальном сиденье. Это предохранит ребёнка от серьёзных травм, а также во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному транспорту.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

  • остановиться на обочине, посмотреть в обе стороны;

  • перед тем, как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;

  • переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребёнка старшего возраста;

  • идти, но, ни в коем случае не бежать;

  • переходить дорогу только в установленных местах или на зелёный сигнал светофора.

8. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ВОДОЕМАХ.

Родители должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребёнка без присмотра вблизи водоёмов.

Нарушение правил поведения на воде при купании и нырянии часто приводит к получению различных травм и даже утоплению.

Дети могут утонуть менее чем за две минуты, поэтому, чтобы предотвратить неприятности, детей, никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Не разрешать нырять в малознакомых водоёмах. 

Нужно закрывать колодцы, ванны, вёдра с водой.

Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста.

Дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, помните, дети чаще всего получают травму (иногда смертельную) по вине взрослых!

БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Вот некоторые ситуации, при которых и ребенок, и родители должны проявить осторожность и бдительность.

Незнакомые люди

С раннего детства ребенок должен быть приучен к тому, чтобы не вступать в общение с незнакомыми людьми, если он находится без сопровождающего. Обязательным для любого ребенка должен быть закон четырех «не»:

  • не разговаривай с незнакомцем;

  • не садись в машину к незнакомцу;

  • не играй по дороге из школы домой;

  • не оставайся на улице с наступлением темноты

Предлог, которым воспользуется злоумышленник, предсказать невозможно, поэтому конкретные формулы типа «Не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфету» могут только сбить с толку. Ребенок должен твердо усвоить, что если он один, то на любое приглашение, предложение незнакомого человека следует сказать: «Извините, нет» и отойти.

Очень важно объяснить, что незнакомый - это всякий, кого не знает сам ребенок. Незнакомец может назвать его по имени, сказать, что пришел по просьбе мамы. Но если человек ребенку не знаком, контакт с ним недопустим. Если тот оказывается слишком навязчивым или пытается унести куда-то ребенка силой, нужно кричать: «Я его не знаю!».

Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда, ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого ему человека. Если такой человек подойдет, кем бы тот ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, позвонить родителям или обратиться к полицейскому.

Часто не только отсутствие находчивости, зажатость, но и хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Ребенку следует иметь представление о том, что и воспитанный человек должен уметь постоять за себя. Если ребенок еще мал, скажите ему, что не будете сердиться, если он начнет грубить, громко кричать, отбиваться, кусаться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ребенку взрослое понятие «право на необходимую оборону».

Если остался дома один.

Время, когда ребенок начнет самостоятельно ходить из школы домой, нужно постараться максимально оттягивать. А когда это будет уже неизбежно, научите его соблюдать простые меры предосторожности - нигде не задерживаться, не менять маршрута и т.д. Придя домой, пусть тут же позвонит маме или папе на работу.

Оставшись один в квартире, ребенок должен знать, что дверь всегда нужно закрыть не только на замок, но и на задвижку или цепочку. Ему необходимо твердо усвоить, что нельзя вступать в переговоры с кем-то незнакомым через дверь. В ответ на просьбы открыть, дать стакан воды, помочь соседу или маме, на уверения, что цель визита - проверка работы электричества, газа, крана, ребенку следует сказать: «Сейчас я позвоню соседу, он выйдет и поможет вам» или: «Я позвоню в полицию, они приедут и все решат». Ребенок должен понимать также, что и он ни под каким предлогом не может выходить из квартиры, откуда его пытается выманить злоумышленник, например, по телефону.

В квартире около телефонного аппарата или на нем самом должны быть записаны номера служебных телефонов родителей, а также соседей или других родственников (особенно тех, кто работает неподалеку). Здесь же, на виду, следует держать номер телефона ближайшего отдела полиции и экстренных служб города. Опыт показывает, что в напряженной обстановке даже взрослые не каждый раз могут вспомнить эти номера.

Чтобы вызвать полицию или пожарных, надо знать свой адрес. Усвоить его ребенок должен сразу, как только научится говорить. Так же по возможности четко даже совсем маленький ребенок должен произнести свои имя, фамилию и телефон. 

Однако, во всех случаях, родителям необходимо помнить о чувстве меры. Подобные разговоры должны вестись таким образом, чтобы ребенок не зациклился на опасностях, которые подстерегают его на каждом шагу. Здесь нет одного рецепта - у детей разная психика, и родителям виднее, как именно действовать в каждом конкретном случае. 

Ребенок не вернулся домой

Это одна из самых драматических ситуаций, поэтому нужно делать все, чтобы ее предотвратить. Как уже было сказано, ребенок должен твердо знать, что отсутствовать дома во внеурочные часы он может только после договоренности с вами.

Кроме того, родителям необходимо четко представлять себе круг общения детей, иметь номера телефонов товарищей по школе и по двору, записать имена водой; здесь может произойти встреча с незнакомыми людьми, от которых неизвестно чего ждать.

Родителям необходимо знать места, где ребенок может оказаться, держать в поле зрения его настроение, моральное состояние: замечать малейшие перемены в его поведении; обращать внимание на пропажу какой-то его вещи или, наоборот, появление в доме откуда-то взявшегося предмета.

Если, почуяв неладное, вы сумеете найти подход к сыну или дочери, выберете верный, доброжелательный тон, который укрепит их в надежде, что вы все поймете и придете на помощь, многие несчастья обойдут вас стороной. Но если все-таки ребенок пропал, как следует действовать?

Прежде всего, нужно:

  • сходить или позвонить туда, где он должен был быть, выяснить, кто его видел в последний раз и где;

  • расспросить соседей; проверить наличие документов и вещей пропавшего;

  • позвонить в справочные службы:

  • сообщить в полицию по телефону «02» о пропаже;

  • если возникают подозрения относительно причастности к этому  кого бы то ни было, сразу же информировать полицию и об этом;

  • начать с помощью соседей и родственников поиски в соседних дворах, подъездах, подвалах, но чердаках;

  • написать заявление в ОВД с указанием примет пропавшего, приложить к нему фотографию;

  • зарегистрировать заявление у оперативного дежурного ОВД;

  • не прекращать самостоятельных поисков;

  • в квартире в отсутствие родителей должен дежурить кто-то из соседей или родственников;

  • при возвращении ребенка сразу сообщить в полицию.

Интересуйтесь кругом знакомых своих близких, их местом жительства, телефонами. Постоянно обучайте детей поведению в нестандартных ситуациях. Запрещайте встречаться с малознакомыми людьми, сделайте так, чтобы каждый факт обращения к вашему ребенку неизвестного человека стал вам известен.

Объясните несовершеннолетним, почему вы всегда хотите знать, куда, с кем, каким маршрутом и по какому вопросу они направились. Это не слежка – это тревога за их безопасность. Задавая такие вопросы, вы не ограничиваете их свободу, а контролируете ситуацию и знаете, где кого искать в случае неприятностей. Поэтому пусть в вашем доме станет привычкой и даже традицией для всех без исключения членов семьи сообщать остальным о цели ухода из дома и примерном времени возвращения.

Дорожно-транспортные происшествия - самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы, полученные при ДТП, - самые тяжелые.

Личный опыт, на который опирается ребенок, никогда не подскажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/час более15 метров.

Одна из особенностей детской психики - фиксация на одном предмете (другие ребенок в этот момент уже не видит) - увеличивает его незащищенность. 

Отпуская ребенка на улицу, надо подготовить его ко взаимоотношениям с городом. Обучение поведению на улице, ознакомление с элементарными правилами дорожного движения должно начинаться как можно раньше. Это не требует особого напряжения или времени. Гуляя с ребенком на улице, можно многое ему объяснить и показать на примере. Но, разумеется, вся наука сойдет на нет, когда взрослый сам переведет его через дорогу на красный свет.

 

Дата последнего обновления страницы 20.01.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения